Автор данного цикла статей предлагает читателям ознакомиться со
своими взглядами на технику звуковоспроизведения,
которые позволили создать уникальную аппаратуру,
выпускаемую ныне его лабораторией.
Структурные
схемы УМЗЧ ИТ О
загадках УМЗЧ и эквивалентности электроакустических
преобразователей
Токовый
усилитель мощности
Структурные
схемы УМЗЧ ИТ
Г.
КОВАЛЕНКО, г. Таганрог
Поскольку
все источники сигнала для УМЗЧ работают как генераторы
напряжения, то УМЗЧ ИТ должен представлять собой
преобразователь напряжение - ток. В технической
литературе наиболее известны следующие три схемы
преобразования: с заземленной и незаземленной нагрузкой.
Две из них имеют незаземленную нагрузку в прямом
и инверсном включении преобразователя , третья -
с заземленной нагрузкой.
Особенности
работы УМЗЧ в режиме генератора тока
Инверсная
схема включения с незаземленной нагрузкой имеет
следующие недостатки: инверсия сигнала, а также
собственные шумы, обычно вдвое превышающие аналогичные
чем в схеме с неинвертирующим включением. При входном
напряжении, равном напряжению на резисторе токового
датчика Рд, собственные шумы усилителя вдвое больше
(при условии Rooc1=Rooc2) из-за дополнительного
(вдвое) деления напряжения шумов в цепи ООС и соответственно,
вдвое меньшей компенсации на выходе усилителя. Сопротивление
резистора датчика выбирают из условия достижения
незначительных энергетических потерь, чтобы сигнал
по напряжению был равен входному сигналу, дабы иметь
достаточный отрыв от наводимых помех. В зависимости
от сопротивления нагрузки сопротивление датчика
выбирают в интервале 0,07...0,15 Ом, а сопротивление
резисторов Rooc не менее 10 кОм...
Полный
текст О
загадках УМЗЧ ИТ и эквивалентности электроакустических
преобразователей.
Г. КОВАЛЕНКО,
г. Таганрог
Почему существует
разница в звучании музыки, воспроизводимой с помощью
ламповых и транзисторных усилителей? Эта загадка
волновала многих аудиофилов и инженеров на протяжении
десятков лет, высказывались различные версии, менялась
схемотехника, повышалась линейность усилителей увеличением
глубины общей ООС. Автор этой статьи также занялся
разгадкой этой проблемы еще в студенческие годы.
Вот о своих исканиях и находках в профессиональной
работе он и решил поделиться с нашими читателями.
С 1977 г. автор работал
в НИИ "Бриз" при заводе "Прибой"
(г. Таганрог), где занимался разработкой и постановкой
производства транзисторной аппаратуры звуковоспроизведения,
выпускаемой тогда под марками "Корвет",
"Прибой". Производимый там же ламповый
усилитель нового поколения "Прибой", известный
многим аудиофилам 80—90х годов, заставил автора
серьезно задуматься над секретами хорошего "лампового
звучания" усилителей. Он исследовал в те же
80-е годы все версии "разгадок", высказываемых
специалистами на страницах периодической печати.
В результате многих экспериментов
он убедился, что ни одна из версий не объясняла
тех эффектов, что были слышны при сравнительных
прослушиваниях разнообразной аппаратуры. Технические
решения предлагаемых теорий не обеспечивали достижения
качества, присущего ламповым усилителям...
Полный
текст Токовый
усилитель мощности.
Г. КОВАЛЕНКО
г. Таганрог
Преимущества
такого рода усилителя
Традиционные
усилители, выдавая выходное напряжение на нагрузку,
представляющую собой акустическую систему, состоящую
из электрических фильтров и различных динамических
головок, никоим образом не учитывают изменения их
импеданса (сопротивления), которые изменяются от
частоты сигнала и его амплитуды. В результате чего
токи, протекающие через динамические головки, очень
сильно отличаются от напряжения на выходе традиционного
усилителя.
Данный искаженный
ток, протекающий через рабочую катушку динамика
и взаимодействуя с его магнитным полем, рождает
силу (по закону Лоренца), прямо пропорциональную
току, протекающему через катушку динамика.
Данная сила, воздействуя
на диффузор динамика, сообщает ему ускорение, выражающееся
в изменении атмосферного давления перед диффузором,
а кривая изменения этого давления соответствует
изменению силы, толкающей диффузор, т.е. соответствует
форме протекающего через катушку динамика тока,
а колебание атмосферного давления перед диффузором
динамика и есть звуковое давление. Вследствие этого
мы имеем искаженную форму звукового давления, не
соответствующую исходному сигналу, поданному в форме
напряжения, от чего свободен усилитель, работающий
как генератор тока, т.е. отслеживающий форму тока
на своем выходе. В результате чего форма звукового
давления соответствует форме поданного сигнала (тока).
Искажения отсутствуют.
Ламповый
усилитель, не имеющий глубокой отрицательной обратной
связи по напряжению, представляет собой частично
генератор напряжения и частично генератор тока,
благодаря чему звучит лучше, чем традиционные высококачественные
усилители, работающие как генераторы напряжения,
но значительно хуже, чем наш усилитель, работающий
как генератор тока...
Полный
текст